"Полтергейст против всех и вся,
или История полтергейста в России"
Зимой 1666 года царю Алексею, второму из династии Романовых,
сообщили, что в московской богадельне, близ Иванова монастыря, появилась
"нечистая сила". Кто-то невидимый стучит там днем и ночью, кричит дурным
голосом, а главное, не дает спать обитателям богадельни, сбрасывая их с
постелей. Тогда по совету бояр царь велел разыскать и привести к себе
преподобного Иллариона, о котором говорили, что ему дана была власть над
духами. Царские слуги отыскали его уже в пути, когда он направлялся в
дальние скиты.
Выслушав царя, преподобный, следуя смирению, стал ссылаться на свою духовную
немощь и несовершенства, так что царю пришлось возвысить на него голос, и
только тогда преподобный повиновался и принялся за дело.
Явившись в богодельню, преподобный отслужил там со слезами и рвением
вечернюю службу и повелел всем, перекрестившись на сон грядущий, ничего не
бояться и ложиться спать. "Я же в страхе укрылся шубою и забился под нее",—
писал свидетель и летописец события.
"Боряся же преподобный с тем дьяволом, седмиц пят, прилежныя свои молитвы к
Богу творя, и воду святя и повсюду кропя; абие той демон мало по малу исчезе
оттуда конечно, и к тому николиже тамо вниде"*.
Существует множество сообщений и более близких лет о подобных явлениях.
Приведу здесь только два из них, главным образом потому, что и в том и в
другом упоминается деталь, представляющаяся мне немаловажной. "В 1873 г.,
Симбирской губ., Ардатовского уезда, в селе Барашеве, в доме священника с 23
декабря по 28 декабря "разнообразное самодвижение и самолетание предметов",
самовар с кипятком поднялся с пола и отлетел аршина на два; из русской
кухонной печи вырывало и разбивало вдребезги кирпичи; домашняя посуда и
утварь летали в разные стороны и разбивались. Момент поднятия какой бы то
вещи
с известного места и перелет ее при внимательном наблюдении моем ни разу не
был замечен, а только ее падение",— писал священник Н. П, Цветков.
"В 1887 году в Сибири, в Томской губернии, возле города Маринского,—
рассказывал корреспондент газеты "Сибирский вестник",— на кожевенном заводе
купца Савельева в ночь на 1 сентября полный погром: почти во всех окнах
двухэтажного флигеля, где жили хозяева, перебиты стекла и множество всякой
посуды. Прибыли следователь, . товарищ прокурора, воинский начальник;
хозяева и 40 заводских рабочих показали, что видели, как вещи, лежавшее
спокойно, внезапно поднимались с места и стремительно летели в окна и
разбивали их. Никто не мог уловить момента поднятия, но все ясно видели
полет вещи".
Иными словами, предмет наблюдался только в движении, только в полете; само
же начало движения заметить не удавалось. Эту деталь феномена отмечают и
советские исследователи.
Напрашивается мысль, что предмет за какое-то мгновение перед тем, как быть
воспринятым уже в движении, просто исчезает из пространственных координат
нашего мира. И там, вне этих координат, и получает он тот импульс, который
приводит его в движение. По тому же принципу "из ниоткуда" падают и записки,
которые полтергейст бросает своим жертвам.
Самому мне это объяснение представляется слишком очевидным, чтобы оно могло
бы быть истинным.
Впрочем, продолжим наше повествование. Я приводил уже рассказ помещика
Василия Щапова о том, как женскую или детскую ручку видели стучащую в окно,
а потом в спальне. Рассказ его содержит ряд других небезразличных для нас
свидетельств.
"Как ни тяжело и опасно было оставлять в такое время своих семейных — двух
старух и жену с ребенком, но я по одному безотлагательному делу должен был
на один день поехать .в город, а чтобы семейным не было страшно оставаться
одним (так как мы все уже не на шутку стали бояться этих явлений), я
попросил одного юношу, соседа нашего А. И. Портнова, остаться, с ними.
Вернувшись через день, застаю всю семью в сборах с уложенными уже на воз
вещами; мне объясняют, что оставаться долее никак нельзя, потому что
начались самовозгорания в доме разных вещей и дошло до того, что вчерашним
вечером на самой хозяйке дома (т. е. моей жене) воспламенилось само собою
платье, и Портнов, бросившийся тушить его на ней, обжег себе все руки,
которые у него и оказались действительно забинтованными и сплошь почти
покрытыми пузырями.
Жена же рассказала следующее. Только что вышла она за дверь в сени, как под
ней вдруг затрясся весь пол, раздался оглушительный шум, и в то же время
из-под пола с треском вылетела точно такая же синеватая искра, какую мы
прежде видели вылетавшею из-под умывального шкафчика, и только что успела
она вскрикнуть от испуга, как внезапно очутилась вся в огне и потеряла
память. При этом весьма замечательно то, что она не получила ни малейшего
ожога, тогда как бывшее на ней тоненькое жигонетовое платье кругом обгорело
выше колен, а на ногах не оказалось ни одного обожженного пятнышка.
Что же действительно оставалось делать? Передо мною был с искалеченными от
ожогов руками Портнов, обгорелое платье, на тонкой материи которого не было
ни малейших следов какого-либо горючего материала,— ясно, что оставалось
бежать! Это мы и сделали в тот же день, переехавши в соседний поселок в
квартиру казака, где и прожили все время половодья без всяких уже тревог. Не
было никакого повторения и по возвращении нашем в дом, который я, однако,
тем же летом распорядился сломать".
С огнем, сопутствующим полтергейсту, мы встречались уже в других случаях,
которые я приводил до этого. Подчеркну, однако, обстоятельство, не
отмеченное ранее: огонь, который обугливал и сжигал предметы, оказавшиеся в
его зоне, на людей оказывал весьма избирательное действие. Пример тому —
случай, описанный выше. Пламя, исходившее от одного и того же источника,
сильно обожгло одного человека (Портнова) и не принесло ни малейшего вреда
другому — жене Щапова. Такие случаи известны и в наше время. Второпях люди
бросаются гасить загоревшиеся вещи руками, не чувствуя при этом пламени и не
получая ни малейших ожогов. Так происходило и при загораниях, вызванных
полтергейстом, в городе Сыктывкаре на Севере и в Москве, в квартире на улице
Молдогуловой, когда загорелась шуба и ее стали гасить руками.
Запомним эту, еще одну несоотносимость полтергейста с реальностью и логикой
нашего мира. Запомним, чтобы вернуться к этому позднее. А до тех пор
продолжим наш рассказ.
В числе различных приемов, как избавиться от полтергейста, мне попался один,
достаточно иррациональный в ситуации, в общем-то, иррациональной самой по
себе*. Сибирский крестьянин рассказывает о хозяине в их деревне, имевшем
избу, которая состояла как бы из двух половин. Жить же ему с семьей
приходилось только в одной половине, вторая пустовала, так как в ней по
ночам слышались стуки и с печки летали кирпичи. Деревенский учитель и другие
"грамотные люди" попытались ночевать там и убедились, что кирпичи с печки
летят сами по себе, "дуют и ваших нету". И поделать с этим никто ничего так
и не смог.
"А приезжал цыган,— продолжает крестьянин свой рассказ,— кастрировал он
жеребцов, быков.
Чепуху-то. Сичас мы ее выживем! Купи картов колоду, бери в магазине.
Тот пошел, купил "картов колоду", притащил. Он взял их:
Уходите все! А карты потом посмотрите, куда я их положу! Залез в подполье,
карты положил там на место. Но те залезли потом, чтоб поглядеть-то,
действительно он их положил? Посмотрели —
тут лежат. Но теперя говорит: Заселяйтесь, живите. Ему есть чем заняться
будет.
А кто "ему"? Кому "ему"? "Он,— гыт,— в карты играть будет, а не здесь..."
Посмотрели — действительно, картов-то нету! Куды девались? Никто не
приходил. Хозяин в той половине. Сюды не слышно, никто не приходил. Учителя
пришли: нету, где лежали, карт. Но давайте попробуем. И вот хозяин ночевал,
нету, ушло. А чем объяснить? И что, он, цыган, знал, чего ли? "Ему",
говорит, заняться нечем было, вот он вас и беспокоил. Кому?"
На ум невольно приходит эпизод, мельком упомянутый одним из семьи Савиных:
"В другой раз, когда ночевали у нас милиционер и двое дружинников, они всю
ночь играли в карты — уже ничего не было".
Ставя рядом два этих эпизода, я делаю это с величайшей осторожностью и, я бы
сказал, с сомнением: многочисленные попытки выделить в полтергейсте какие-то
устойчивые свойства чаще всего оказываются тщетны. Как только какая-то
закономерность кажется установленной, оказывается, что существует достаточно
много случаев, когда все происходило прямо противоположным образом, с
противоположным знаком. Поясню это примером.
Полтергейст в семье Савиных появился еще в Москве, когда же, спасаясь от
него, они переселились в "Коммунарку", полтергейст последовал за ними.
Вспомним Барабашку, который последовал за Фирузой и другими девушками. Таких
случаев, когда полтергейст отправлялся с места на место, следуя за своей
жертвой, известно довольно много. Всякий на месте исследователя сделал бы
вывод, что объектом полтергейста являются конкретные люди, семья.
Оказывается — никоим образом. Существует достаточно много свидетельств о
полтергейстах, которые, наоборот, были привязаны не к людям, а очень
устойчиво — к определенному месту, к дому. В течение ряда лет разные люди
могут приезжать в дом и покидать его, наблюдая всякий раз возобновлявшиеся
явления.
Еще пример. Исследователи, а иногда и просто наблюдатели часто отмечают
устойчивую связь феномена с кем-то из членов семьи, чаще всего с ребенком
или подростком переходного возраста. То, что происходящее связано с таким
"носителем", подтверждается тем, что во время его отсутствия или когда он
спит, феномен прекращается. Когда же "носитель" оказывается в другом доме,
там тоже, как бы следуя за ним, начинают происходить явления полтергейста:
возгорания, падения и передвижения предметов. В одном из описанных случаев,
стоило мальчику ("носителю") появиться у соседей, как сейчас же сам собой
опрокинулся стол. Присутствие такого "носителя" удается установить примерно
в 80—90% случаев феномена.
Казалось бы, налицо четкая закономерность. И снова — это было бы так, если
бы не наблюдались диаметрально противоположные случаи, когда полтергейст
продолжается и в отсутствие "носителя". Причем таких случаев тоже слишком
много, чтобы можно было отнести их к разряду исключений.
Самые различные стороны полтергейста проявляются, как бы следуя этой схеме:
стоит фиксировать некое свойство, как тут же обнаруживается другое,
противоположное ему.
Я приводил случай изгнания полтергейста преподобным Илларионом, описанный в
исторической хронике. Известны и другие факты прекращения полтергейста после
кропления святой водой и молебна.
В 1893 году в Тобольске, как сообщала в письме сама жертва полтергейста,
"после молебна с водосвятием все прекратилось". Тоже, казалось бы, налицо
некая закономерность. Но точно так же, как и в других случаях,
закономерности этой противостоят случаи, когда святая вода и молебен не
только не прекращают полтергейста, а, наоборот, усиливают его активность:
расплескивается и выливается святая вода, гнутся кресты и т. д. Об этом же
гласит свидетельство, принадлежащее А. С. Пушкину, записанное им в своем
"Дневнике":
"В городе много говорят о странном происшествии в одном из домов,
принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и
прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил следствие. Один
из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели
стоять смирно. Об этом идут разные толки".
Таким образом, можно было бы сделать два противоположных утверждения:
"Святая вода и молебен полностью прекращают полтергейст" и "Святая вода и
молебен не прекращают, а только усиливают его". И при этом оба эти
утверждения были бы справедливы.
Такие же две взаимоисключающие констатации могут быть сделаны и в отношении
"огненного полтергейста". Пламя его жжется и способно причинить человеку
сильные ожоги. В других случаях это же пламя, исходя из того же источника,
совершенно не жжется и не оставляет на теле человека ни малейших следов.
Примеры того и другого я приводил.
Разбирая множество случаев возгорании при полтергейсте, В. Н. Фоменко
справедливо отмечает, что все они происходят с соблюдением как бы "мер
безопасности": происходит это только в том случае, если вблизи есть вода и
оказываются люди, готовые прекратить пожар. Многочисленные факты
подтверждают это наблюдение. Но в то же время другие факты свидетельствуют о
совершенно противоположном:
пожары, наведенные полтергейстом, возникают и в отсутствие людей. В
результате таких возгорании могут быть уничтожены не только сам дом, но и
дома, оказавшиеся рядом. Один из многочисленных примеров тому — известное
"Липецкое дело", когда, несмотря на все меры предосторожности, дом сгорел
целиком.
Я не ставлю цели назвать здесь все позиции, где проявляется эта устойчивая
схема, присущая полтергейсту,— наличие двух взаимоотрицающих свойств.
Единственное, что я хочу — указать на саму эту особенность феномена. Наличие
таких взаимоисключающих проявлений, по сути дела, и есть единственное его
свойство, которому не сопутствует другое, которое бы тоже исключало его. Во
всяком случае настолько, насколько могу я судить по тому, что мне известно.
Такая особенность феномена делает затруднительными, а то и невозможными
попытки описания его в терминах позитивного знания:
возможно ли говорить, что предмет — шар, оговаривая при этом, что
одновременно он есть и куб, утверждать, что он черный, но в то же время и
белый?
Впрочем, опыт подобного противоречивого описания явлений известен. Это
антиномия: объект характеризуется набором качеств, исключающих друг друга.
Антиномия с некоторых пор применяется в науке и тысячелетия известна в
мистической практике, где некая полнота реальности может быть описана только
таким образом.
В науке антиномии служат для описания явлений, лежащих за пределами
обыденного, повседневного .опыта. В мистике — для объектов, расположенных за
чертой реальностей этого мира. Следует ли из того, что и полтергейст,
который может быть описан только таким образом, тоже лежит за пределами этой
черты? Как за пределами ее, по другую сторону, пребывают те сущности,
которые, как считают некоторые, сопутствуют этому явлению и даже порождают
его. При этом сами мы не знаем даже, пребывают ли они, эти сущности,
постоянно в нашем физическом мире или они — пришельцы из каких-то
параллельных, иных Миров и иных Вселенных. Но, может, и сами эти
параллельные Миры — только часть нашего многомерного Мира.
В последнее время математиками создано несколько убедительных моделей,
свидетельствующих о том, что реальность имеет не три измерения (или четыре,
если считать время), а неизмеримо больше.
Абсурдные, несвязные явления воспринимаются нами как полтергейст, возможно,
не более чем лишь отзвуки, дальние тени каких-то иных явлений, происходящих
в другом, недоступном нам мире иных измерений.
Точка зрения, предлагаемая здесь, не представляется мне самому ни
окончательной, ни единственно возможной. Поэтому было бы уместно, наверное,
напомнить те положения феномена, которые всегда ставили и продолжают ставить
в тупик его исследователей.
Первое — это то, что действия полтергейста явно лишены логики, цели и
смысла. Следует уточнить — той логики и того смысла, которые доступны нам.
Другое, что констатируют исследователи,— это то, что явления, сопровождающие
феномен, необъяснимы и совершенно невозможны с точки зрения физических
законов нашего мира. (Характер полета предметов, прохождение их сквозь стены
и другие твердые преграды, феноменальная "информированность" полтергейста о
присутствующих и т. д.) Я уже говорил об этом.
Третья особенность: каждому качеству полтергейста соответствует как бы
исключающее его противоположное качество.
Существует еще одно не менее странное свойство полтергейста, обнаруженное
недавно, которое может быть добавлено к этому перечню. Исследователи
феномена в Горьком решили узнать, меняется ли температура тел, бросаемых или
перемещаемых полтергейстом. Для этого они использовали радиотермометр,
прибор, принимающий излучение от предмета и служащий для дистанционного
измерения температуры.
Направленный на такой предмет радиометр показывал на индикаторе мгновенный
всплеск, говорящий о большой интенсивности излучения. Но уже через мгновение
излучение это резко падало до уровня общего фона, т. е. прибор регистрировал
ту же температуру, что и другие предметы, на которые полтергейст не
воздействовал.
Я упоминал уже, что там же, в Горьком, подросток из семьи, где наблюдался
полтергейст, был подвергнут гипнозу. В этом состоянии он описал те сущности,
которые воздействовали на предметы. Однако после того, как это было им
сделано, повторно ответить на этот же вопрос он уже не мог: он уже "не
видел", он не знал и не помнил даже того, что только что говорил.
И в том и в другом случае, отмечают исследователи, некая информация — будь
то температура тела или картина происшедшего — после того, как она была
считана, снята, полностью исчезает. Такое свойство предметов ли, ситуации ли
также никак не соответствует реальностям Мира, в котором мы существуем.
Исследования и размышления исследователей о природе полтергейста ставят
вопрос таким образом: либо это феномен, врывающийся в нашу действительность
как некий протуберанец, исходящий из иного измерения или иного Мира; либо
сами реальности нашего Мира значительно шире, чем мы привыкли представлять
себе это.
Хотя выше было сказано "либо — либо", обе версии кажутся мне допустимыми в
равной мере. Возможно, и здесь полнота реальности антиномична, как
антиномичен сам полтергейст, т. е. включает в себя обе эти версии.
Размышляя о полтергейсте и всех усилиях найти его разгадку, я невольно думаю
о самом навязчивом стремлении человека непременно получить ответы на все
вопросы, чтобы освободиться от малейшей неопределенности. Почему перед лицом
любой неизвестности испытываем мы это невротическое чувство напряженности и
дискомфорта? Не память ли это, притаившаяся в генах первобытного, пещерного
страха перед всем неведомым и неизвестным? Непонятное — угрожает, неведомое
— несет гибель, неизвестное — всегда враг!
Не потому ли с такой готовностью обращаемся мы к различным гипотезам,
версиям и объяснениям, что они освобождают нас от бремени неведомого и
неизвестного?
Думаю, что, как ребенок, взрослея, перестает бояться темноты, так и человек,
более зрелый духовно, научится существовать рядом с тайной, не оскорбляя ее
своим любопытством. Я говорю о человеке, свободном от навязчивого стремления
все понять, во всем разобраться, всему дать анализ.
Только мартышка каждый предмет, оказавшийся в поле ее зрения, пытается
раскусить, обнюхать или попробовать его на зуб.
|